- Чем будет интересен будущий учебный год для учеников и их родителей?
- Школа—не цирк, чтобы каждый сезон открывать новыми номерами. Однако изменения к лучшему, конечно, произойдут. Прежде всего в этом учебном году мы вышли на новый уровень технической оснащенности: у нас все школы теперь подключены к интернету. В дополнение к этому заработал Федеральный центр информационных образовательных ресурсов. Нам практически удалось решить и еще одну важную проблему—с лабораторной базой в школах. В рамках приоритетного национального проекта совместно с субъектами Федерации в школы было поставлено необходимое оборудование, так что теперь, скажем, физику и химию школьникам будет усвоить легче. Еще очень важное дело—приобретение автобусов для сельских школ. У нас наконец-то появилась возможность организовать обучение всех старшеклассников, даже в районах, в полнокомплектных школах, где есть хорошие лаборатории, квалифицированные преподаватели и полноценная среда общения.
- Улучшится ли положение учителей, их зарплаты?
- У нас в целом ряде субъектов РФ, где реализуются комплексные проекты модернизации образования, вводятся новые системы оплаты труда учителей. Теперь оплата труда зависит не только от количества часов, но и от качества труда педагога. Иными словами, преподаватель с высоким уровнем профессионализма зарабатывает больше. И доля таких учителей, конечно, будет расти. В большинстве регионов рост заработной платы преподавателей уже заметен—она не ниже, чем средняя по экономике в их субъектах Федерации.
- Но не будут ли зарплаты увеличиваться за счет укрупнения классов и сокращения штата учителей?
- Есть норма—наполняемость класса не должна превышать 25 учащихся, и она не меняется. Почему-то считается, что чем меньше учеников в классе, тем лучше. Но это, по меньшей мере, непедагогично. Это своего рода учительский снобизм—считать, что ребенок развивается в общении только с учителем. Нужно понимать, что детей учит среда: им необходима дружественная конкуренция, когда есть с кем соревноваться, за кем тянуться, кому помогать. В слишком маленьком коллективе такую благоприятную среду не создашь, поэтому и существуют оптимальные нормы.
- На днях прокуратура в очередной раз заявила о недопустимости поборов в школах. Как вы планируете с ними бороться?
- Я думаю, поборы—это единичные, хотя и возмутительные случаи в наших школах. Это все-таки не глобальная проблема. И ответить могу одно: никаких поборов быть не должно, эта тема не подлежит обсуждению. Но в то же время я бы не хотел, чтобы родители боялись оказывать помощь школам, думая, что они участвуют в поборах. Ведь если родительский комитет сам хочет обеспечить своим детям некие дополнительные условия обучения, то никто не лишает их права финансово поддержать школу. Самое главное, чтобы это делалось добровольно.
- Бывают случаи, когда родители стоят в очередях, чтобы записать ребенка в первый класс. Эти очереди останутся?
- Проблема в том, что у нас люди очень часто нарушают правила и создают неразбериху. У школ есть четкая инструкция: зачислять всех ребят из микрорайона, к которому данная школа относится. Поэтому фактически в стране не существует проблемы с зачислением в первый класс. Но родителям очень часто кажется, что где-то в другом районе их ребенка научат лучше, чем рядом с домом. Вот они и ищут по всему городу, стоят в очередях, создают себе проблемы. Но найти школу, где из вашего ребенка в момент сделают гения,—невозможно. Лучше просто следовать правилам.
- Накануне 1 сентября была названа цифра, которая вызывает некоторую оторопь,—это 1870 закрытых школ. Что за ней стоит?
- Это пока неточная цифра, нам нужно еще проанализировать итоговые отчеты. Но в общем-то все понятно: сегодня у нас в стране 13 миллионов школьников, тогда как еще несколько лет назад было 20 миллионов. То есть число школьников сократилось на 35 процентов, при этом количество учителей почти не сократилось, а количество школ сократилось незначительно. Во многих школах просто нет учащихся, поэтому мы идем на вынужденную концентрацию.
- Не ждать ли нам изменений в содержании образования, а также в процедуре итоговой экзаменации?
- Наше образование строится в соответствии с государственными образовательными стандартами, а они меняются где-то раз в десять лет. Последний стандарт был утвержден в 2004 году, а новый пока только разрабатывается. Точно так же сейчас идет активное обсуждение того, как проводить государственную итоговую аттестацию. Дело здесь даже не в ЕГЭ, единый госэкзамен—это только форма. Мы же пытаемся решить, как быть с самой сутью: оставлять ли аттестацию обязательной по ряду предметов или давать ученику возможность выбора. В последнем случае школьник сможет сам решить, что сдавать на выпускных экзаменах. Это очень серьезная тема, и по результатам наших обсуждений уже в этом году может быть принято новое положение о государственной итоговой аттестации.
Исаак КАЛИНА, заместитель министра образования и науки РФ Беседовала ЕКАТЕРИНА ОЛЬГИНА