Любой классический учебник по вирусологии неизменно начинается с
рассуждения о том, являются ли вирусы объектами живой или неживой
природы. Очевидно, разрешить этот спор невозможно, ибо дискуссия в
конечном счете сводится к определению понятия "жизнь", которое
вирусологией не рассматривается. В значительно большей степени ученых
увлекает процесс перехода от неживой материи к живой. И тут, кажется,
сама природа вирусов, существ на грани химии и жизни, требует поместить
их непосредственно в гущу событий. Пусть гипотезы о том, что вирусы
могли появиться даже раньше, чем клетки, на которых им положено
паразитировать, кажутся парадоксальными, все же они слишком любопытны,
чтобы остаться без внимания.
То, что мы можем считать живым уже безоговорочно, безо всякой оглядки
на философию, появилось не мгновенно. Между "маленьким теплым прудом",
как называл место возникновения жизни Чарльз Дарвин, и даже самой
примитивной клеткой лежит огромная пропасть, мост над которой строят
друг другу навстречу химики и биологи, пытающиеся установить, что же
происходило на Земле задолго до нашего на ней появления.
Вероятно, правильней всего было бы создать в пробирке или даже на
какой-нибудь небольшой планете условия, напоминающие те, что были на
Земле миллиарды лет назад, запастись терпением и ждать появления жизни.
Вместо этого ученым приходится довольствоваться в основном косвенными
свидетельствами и отдельными экспериментальными фактами, относящимися
прежде всего к области химии. Разумеется, результаты каждого такого
опыта идут на вес золота (возьмем, например, блестящую работу группы
Джона Сазерленда из университета Манчестера по абиогенному синтезу
рибонуклеотидов, о которой "Химия и жизнь" писала в № 7 за 2009 год).
Пытаясь воссоздать картину появления жизни, биологи анализируют
множество самых разных организмов, населяющих нашу планету сейчас. В
качестве инструмента они выбрали универсальный метод - изучение
геномов. Сравнивая характерные участки геномов ребенка и
предполагаемого родителя, можно установить отцовство. Сравнивая геномы
разных живых существ, можно выяснить степень родства между ними.
Обнаруженные сходные черты говорят о том, каким мог быть общий предок,
а различия - о том, когда и как пути разных групп могли разойтись.
Какие же гены лучше выбрать для сравнения, если мы хотим исследовать
самые ранние события в эволюции? Логично взять гены, отвечающие за
самые основные, первостепенные задачи, такие, как синтез ДНК или белка.
Сравнение генов, имеющих отношение к синтезу белка (трансляции),
позволило значительно продвинуться в изучении эволюции. Именно так в
1977 году группа Карла Вёзе открыла новый домен живого, скрывавшийся до
этого в тени бактерий, - археи. Большинство людей об археях никогда не
слышало, что удивительно, если учесть, что биомасса архей на Земле по
оценкам превышает суммарную биомассу всех остальных организмов. Археи
распространены по всей планете, ведь они способны выживать в самых
немыслимых условиях: при температуре ниже нуля и при температуре выше
100°С, в кислотах и щелочах, при огромном давлении и в отсутствие воды.
Пусть, наблюдая архей в микроскоп, вы не отличите их от бактерий, на
молекулярном уровне археи так далеко отстоят и от бактерий, и от
эукариот, что их пришлось вынести в отдельную группу.
Несмотря на то что эукариоты, археи и бактерии успели за время эволюции
далеко разойтись друг от друга, все они должны происходить из одного
корня, ведь в самой своей основе они устроены одинаково (к примеру,
используют один и тот же носитель и способ кодирования генетической
информации).