Сергей Капица: «Россию превращают в страну дураков»
Данные
ВЦИОМ говорят о том, что мы наконец пришли к тому, к чему стремились
все эти 15 лет, - воспитали страну идиотов. Если Россия и дальше будет
двигаться этим же курсом, то ещё лет через десять не останется и тех,
кто сегодня хотя бы изредка берёт в руки книгу. И мы получим страну,
которой будет легче править, у которой будет легче высасывать природные
богатства. Но будущего у этой страны нет! Именно эти слова я произносил
пять лет назад на заседании правительства. Время идёт, а процессы,
которые ведут к деградации нации, никто даже не пытается понять и
приостановить.
У нас происходит полный разрыв слов и дел. Все говорят об
инновациях, но при этом не делается ничего, чтобы эти лозунги начали
осуществляться. И объяснения «Я так много работаю. Когда же мне ещё и
читать?» не могут служить извинением. Поверьте, наше поколение работало
не меньше, но время для чтения при этом всегда находилось. А
производительность труда в обществе несколько десятков лет назад была
выше, чем сейчас. Сегодня же чуть ли не половина трудоспособной
молодёжи работает в охранных организациях! Получается, что все эти
молодые парни - тупые, ограниченные люди, способные лишь бить морду?
Куда впадает Волга?
Вы спрашиваете, зачем вообще человеку читать. Опять-таки приведу
пример: организмы человека и обезьяны очень близки по всем своим
характеристикам. Но обезьяны не читают, а человек читает книги.
Культура и разум - вот основное отличие человека от обезьяны. А разум
основан на обмене информацией и языке. И величайший инструмент обмена
информацией - именно книга. Раньше, начиная ещё со времён Гомера,
существовала устная традиция: люди сидели и слушали старцев, которые в
художественной форме, через сказания и легенды прошедших эпох,
передавали накопленные поколением опыт и знания. Потом возникло письмо,
и вместе с ним - чтение. Традиция устного сказа угасла, а теперь
угасает и традиция чтения. Возьмите как-нибудь и хотя бы ради
любопытства перелистайте переписку великих. Эпистолярное наследие
Дарвина, которое сейчас издаётся, - 15 тыс. писем. Переписка Льва
Толстого тоже занимает не один том. А что останется после нынешнего
поколения? Их эсэмэски будут издавать в назидание потомкам?
Я давно предлагал изменить критерии приёма в высшие учебные
заведения. Не надо никаких экзаменов - пусть абитуриент напишет
сочинение на пяти страницах, в котором объяснит, почему он хочет
поступить на тот или иной факультет. Умение грамотно изложить свои
мысли, суть проблемы демонстрирует интеллектуальный багаж человека,
уровень его культуры, степень развития сознания. А ЕГЭ, который сегодня
используют, не может дать объективной картины знаний школьника. Он
построен лишь на знании или незнании фактов. Но факты далеко не всё!
Впадает ли Волга в Каспийское море? Ответ на этот вопрос заслуживает не
галочки в соответствующей клеточке, а отдельной серьёзной беседы.
Потому что миллионы лет назад Волга впадала не в Каспийское, а в
Азовское море, география Земли была другой. И вопрос из хрестоматийного
превращается в интересную проблему. Чтобы решить её, как раз-то и
требуется понимание, которого без чтения и образования добиться
невозможно.
Чувства вместо умов
Вопрос
потери интереса к чтению - это вопрос о том, что сейчас происходит с
людьми. Мы упёрлись в очень сложный момент развития человечества в
целом. Темпы развития техники сегодня очень высоки. А наша способность
это всё осмыслить и разумно в этой технической и информационной среде
жить от этих темпов отстаёт. Мир переживает сейчас очень глубокий
кризис в сфере культуры. Так что ситуация в нашей стране довольно
типична и для всего остального мира - в Америке и в Англии тоже мало
читают. Да и такой крупной литературы, которая существовала в мире
30-40 лет назад, сегодня уже нет. Сейчас властителей умов вообще найти
очень сложно. Возможно, потому, что никому не нужны умы - нужны
ощущения.
Нам сегодня не к чтению нужно отношение менять, а коренным образом
поменять отношение к культуре в целом. Министерство культуры должно
стать важнейшим из всех министерств. А первоочередная задача -
перестать подчинять культуру коммерции. Деньги есть не цель
существования общества, а всего лишь средство достижения тех или иных
целей. Вы можете иметь армию, солдаты которой будут доблестно
сражаться, не требуя вознаграждения, потому что верят в идеалы
государства. А можно иметь на службе наёмников, которые с равным
удовольствием будут убивать и своих, и чужих за одни и те же деньги. Но
это будут разные армии! И в науке прорывы делаются не за деньги, а для
интереса. Такой вот кошачий интерес! И с крупным искусством то же
самое. Шедевры за деньги не рождаются. Если же всё подчинять деньгам,
то деньгами всё и останется, не превратятся они ни в шедевр, ни в
открытие.
Чтобы дети вновь начали читать, в стране должна сложиться
соответствующая культурная обстановка. А что сейчас определяет
культуру? Когда-то тон задавала Церковь. Люди в выходной день шли в
храм и вместо телевизора смотрели на фрески, иконы, витражи - на
иллюстрацию жизни в образах. Великие мастера работали по заказу Церкви,
большая традиция освещала всё это. Сегодня люди ходят в Церковь гораздо
меньше, а обобщённую картину жизни даёт телевидение. Но никакой великой
традиции, никакого искусства здесь нет. Ничего, кроме мордобоя и
стрельбы, вы там не найдёте. Телевидение занимается разложением
сознания людей. На мой взгляд, это преступная организация, подчинённая
антиобщественным интересам. С экрана идёт лишь один призыв:
«Обогащайтесь любыми способами - воровством, насилием, обманом!»
Вопрос развития культуры - это вопрос будущего страны. Государство
не сможет существовать, если не будет опираться на культуру. И не
сможет лишь деньгами или военной силой укрепить свои позиции в мире.
Чем мы можем сегодня привлечь бывшие наши республики? Только культурой!
В эпоху СССР они прекрасно существовали в рамках нашей культуры.
Сравните уровень развития Афганистана и республик Средней Азии -
разница огромная! А сейчас все эти страны выпали из нашего культурного
пространства. И, на мой взгляд, важнейшая задача сейчас - вновь их в
это пространство вернуть. Когда распалась Британская империя,
важнейшими инструментами воссоздания целостности англоязычного мира
стали культура и образование. Британцы открыли двери своих высших
учебных заведений для выходцев из колоний. В первую очередь для тех,
кто в дальнейшем мог бы стать управленцем этих новых стран. Я недавно
разговаривал с эстонцами - они готовы учиться медицине в России. Но мы
берём с них огромные деньги за учёбу. При том что возможность учиться в
Америке или Англии они получают даром. И чем мы после этого сможем тех
же эстонцев привлечь, чтобы взаимодействие с нами им стало важнее, чем
взаимодействие с Западом? Во Франции существует министерство
франкофонии, которое продвигает культурную политику Франции в мире. В
Англии Британский совет считается неправительственной организацией, но
на самом деле проводит чёткую политику по распространению английской
культуры, а через неё - глобального английского влияния в мире. Так что
вопросы культуры сегодня переплетаются с вопросами политики и
национальной безопасности страны. Пренебрегать этим важнейшим элементом
влияния нельзя. В современном мире всё в большей степени наука и
искусство, а не ресурсы и производительные силы определяют могущество и
будущее страны.
Языком цифр
Читаете ли вы книги
1996 г. (в %)
2009 г. (в %)
Никогда, очень редко
20
35
От случая к случаю
49
42
Практически ежедневно
30
22
Затрудняюсь ответить
1
1
По данным ВЦИОМ, в опросе приняли участие 1600 человек
Какие жанры вы чаще всего выбираете для чтения?
(% от тех, кто читает книги, возможны несколько вариантов ответа)
43% - Российские боевики, «милицейские» детективы и детективы-стилизации
16% - Современные романы об истории России, исторические романы прежних лет
13% - Переводные романы
11% - Поэзия
По данным ВЦИОМ
Комментаий специалиста
«Попрыгунчики» разучились думать?
«Подростки
сегодня стали меньше читать художественную литературу. Причин этому
несколько. Во-первых, в школе учителя по-прежнему гонятся за высокими
показателями скорости чтения. Но из-за этого у учеников плохо
формируется сам навык чтения, его качество, - говорит Татьяна Филиппова, ведущий научный сотрудник Института возрастной физиологии РАО.
- В итоге ребёнок, прочитывая за минуту положенное число слов, не
понимает сути прочитанного, не может пересказать текст. А когда человек
чего-то делать не умеет, он и не хочет этого делать по своей воле. К
нам в Центр диагностики развития детей и подростков порой приходят
ученики 3-4-х классов, которые читают по слогам. Наивно ожидать, что
эти дети своё свободное время будут проводить за книгой. Во-вторых,
если 5-6 лет назад за компьютерами сидели в основном студенты и
взрослые люди, то уже два года назад, как показывают наши исследования,
у мониторов «зависали» ученики младших классов. Кроме того, сами
родители не приучают ребёнка к книгам. Дошкольникам регулярно читают
только 10% родителей, а школьникам - всего 0,2% пап и мам! Многие
думают: раз научился читать хотя бы по слогам - читай дальше сам. Но
это заблуждение. Задача родителей - сделать чтение потребностью, такой
же насущной, как чистка зубов или умывание. Подбирайте ребёнку
интересные книги, помогите ему в выборе, почитайте вслух, даже если ему
уже 10-12 лет».
Не последнюю роль в том, что мы всё меньше и меньше читаем, по
мнению специалистов, играет и телевидение. А конкретно - огромное
количество телеканалов и… пульт дистанционного управления. Для тех, кто
предпочитает смотреть телевизор, «прыгая» с канала на канал, на Западе
даже придумали специальный термин - «заппинг». Всего таких
«попрыгунчиков» набирается порядка 47% от смотрящих телевизор. При
постоянном переключении с канала на канал картинка, воспринимаемая
зрителем, оказывается составленной из отрывков программ, идущих
параллельно по разным каналам. Зритель словно «монтирует» свою
собственную передачу из кусочков разнородного видеоматериала. Добавьте
к этому постоянные перерывы на рекламу, сериалы, в которых одна история
оказывается порой «разрублена» на несколько сотен маленьких кусков и её
можно начать смотреть чуть ли не с любого места.
«В итоге мы имеем следующее, - говорит Даниил Дондурей, социолог, главный редактор журнала «Искусство кино».
- За последние пару лет наметилась тенденция: школьники теряют
способность следить за сюжетом и поступками героев. Они практически
потеряли навыки пересказа прочитанного текста - элементарного, не
говорю уже о таких сложнейших вещах, как «Анна Каренина», к примеру. А
с введением в стране цифрового телевидения (и, как следствие,
увеличением количества каналов) подобные явления будут только
нарастать».